понедельник, 27 октября 2014 г.

Итоговое задание модуля 1

1.      Результат выполнения итогового задания


Задача 1
В городе Дарвина в Австралии среднегодовая температура +30 градусов Цельсия. Какие виды пингвинов могут жить в зоопарке этого города? Данные о месте обитания 4 видов пингвинов и среднегодовой температуре этих мест представлены в таблице.      
Виды пингвинов 
Место обитания
Среднегодовая температура 
Императорский пингвин
Антарктида
-30
Королевский пингвин
Субантарктика
-25
Очковый пингвин
Южное побережье Африки
+25
Галапагосский пингвин
Галапагосские острова
+35

Решение задачи:
I. Основной предмет = математика
   Связанные предметы - окружающий мир,
II. Педагогическая задача: сравнить среднегодовые температуры заданных мест и города Дарвина, установить соответствие между данными столбцов таблицы и выбрать подходящие виды пингвинов.
III. Как сформулировано условие задачи для учащихся: условие задачи задается не в явном виде; для его понимания требуется осмысление: задана основная температура воздуха и ее возможные значения для разных местностей; требуется осуществить выбор видов пингвинов, сравнив значения температур 
IV. Соответствие структуре: 
1.      дается описание ситуации
2.      в описанной ситуации формулировка цели деятельности не указана
3.      имеется одно задание, требующее выполнение двух операций: сравнение и выбор;
4.      описание конечного «продукта» понятно, так как задание одно, промежуточные продукты не требуются;
5.      решение задачи направлено на создание одного «продукта», который может быть основан на перечислении видов пингвинов;
6.      итоговый продукт не презентуется и не оценивается публично.

Схема решения задачи может быть такой:
Нужно, чтобы среднегодовая температура было около +30 градусов.
Виды пингвинов 
Место обитания
Среднегодовая температура 
Сравнение
Императорский пингвин
Антарктида
-30
-
Королевский пингвин
Субантарктика
-25
-
Очковый пингвин
Южное побережье Африки
+25
+
Галапагосский пингвин
Галапагосские острова
+35
+

Ответ: очковый и галапагосский пингвины

Задача 2
Зоопарк города Дарвина в Австралии собирается закупить четыре вида пингвинов: императорского, королевского, очкового и галапагосского. Но прежде чем совершить такую дорогостоящую покупку, необходимо изучить оценить - смогут ли эти пингвины жить в Австралии. Составьте рекомендации зоопарку по покупке пингвинов.


Решение задачи:
I. Основной предмет = окружающий мир
   Связанные предметы - математика, технология, русский язык, литературное чтение
II. Педагогическая задача формулируется на основе неполных данных: нужно установить  среднегодовую температуру города Дарвина (справочники, поиск в Интернет), из диаграммы установить среднегодовые температуры каждой местности и создать промежуточную таблицу с названиями пингвинов и температурным режимом в местности их обитания; сделать правильный выбор..
III. Как сформулировано условие задачи для учащихся: условие задачи задается не в явном виде; для его понимания требуется осмысление: неизвестна основная температура воздуха, но известны ее возможные значения для разных местностей и данные о разных видах пингвинов (которые однако представлены на диаграмме); требуется осуществить выбор видов, сравнивая значения температур.
IV. Соответствие структуре: 
1.     дается описание ситуации, содержащей проблему;
2.      в описанной ситуации скрыты некоторые данные, требуемые для решения задачи; формулировка цели деятельности указана; задача носит практически значимый характер;
3.      имеются два задания (изучить, составить рекомендацию), требующие выполнения нескольких операций: поиск, сравнение, выбор, обобщение;
4.      описание конечного «продукта» понятно; так как два задания, требуются промежуточные продукты;
5.      решение задачи направлено на создание «продуктов»: вывода о возможности жизни пингвинов в Австралии и рекомендации зоопарку;
6.      итоговый продукт презентуется и оценивается публично.

Схема решения задачи может быть такой:

1) работа с диаграммой: составление таблицы, содержащей столбцы "Название местности" и "Среднегодовая температура";
2) работа с рисунками: добавление в таблице столбца "Вид пингвинов" и заполнение этого столбца;
3) определение среднегодовой температуры воздуха в Австралии (поиск в Интернете);
4) работа с таблицей: сравнение значений температур таблицы и найденной температуры в Австралии   →  получение первого конечного продукта;
5) поиск и знакомство с видом и содержанием документов рекомендательного характера для зоопарков;
6) подготовка рекомендаций зоопарку →  получение второго конечного продукта;
7) презентация и публичная защита.


 2. Как решение проектных задач учит школьников действовать в нестандартной ситуации? 

Постановка проектных задач заставляет уже на этапе анализа условия задачи вычленять входные данные и требуемые результаты; в составе задачи выделять имеющиеся подзадачи. При этом полезно идти от результата к условию: например, что нужно знать, чтобы ответить на вопрос: смогут ли пингвины жить в Австралии? Задача 2 является проектной: имеется описание нестандартной ситуации, приближенной к реальной (например, написание рекомендаций); формулировку проблемы выполняют сами ученики, она предполагает получение двух результатов, предполагает коллективное взаимодействие и защиту результатов, ... Школьники вынуждены общаться друг с другом, так как ситуация нестандартная и справиться в одиночку можно, однако это потребует временных затрат. Дети начинают анализировать, искать, спрашивать, обобщать, пробовать и т.д. Таким образом, решение проектной задачи приводит к развитию многих навыков: коммуникативных, поисковых, исследовательских, метапредметных (например, в задаче 2 потребуются знания из школьных предметов математика, окружающий мир, технология).
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий